Как строили тоннели мыса Киркирей-3
На мысе Киркирей-3 возвышается отвесный утёс. При строительстве первого пути инженеры приняли решение обойти скалу. Но этот участок оказался обвалоопасным. Поэтому решили строить тоннель сквозь узкую часть скалы. Длина хода в этом месте получилась около 75 метров. Через несколько дней после начала работ произошёл обвал. После расчистки завала строители стали укреплять косогор. Работы по пробиванию тоннеля продолжились. В это же время проводилось изучение состояния горных пород на месте строительства. В итоге были найдены многочисленные трещины, угрожающие обрушением. Обвалы продолжались. На заключительном этапе строительства, когда возводили галереи с обеих сторон тоннеля, произошло землетрясение. Тоннель был полностью разрушен. Пришлось полностью заменить внутреннюю кладку.
Деформация тоннеля убедила инженеров в необходимости строительства другого тоннеля. Во время прокладки второго пути старый тоннель был заброшен. Вместо него построили тоннель длиной 636 метров сквозь всю скалу. Над его западной частью протекает мощный и быстрый ручей Киркирей. Для его отвода строителям пришлось построить плотину на высоте 66 метров над уровнем Байкала. В нижней части плотины проделано отверстие. Из этого отверстия вода по бетонному лотку стекает к тоннелю. Дальше вода поступает в водоотводный тоннель и по наклонному желобу, а затем по каменным уступам достигает Байкала. В железнодорожном тоннеле построены штольни и лотки для сбора воды. Отсюда по железобетонному лотку, скрытому под землёй, вода стекает в Байкал.
Старый тоннель мыса Киркирей-3 считается одним из самых сложных на Кругобайкальской железной дороге. Он знаменит ещё и тем, что здесь произошла стыковка Сибирской железной дороги – Транссиба. О чём и свидетельствует табличка над порталом тоннеля.
Всё интересное об озере Байкал